Купили новую лодку, но весла, которые входят в комплектацию, оказались неудобными? Старое весло сломалось или потерялось? Существует множество причин для покупки новых вёсел, и рано или поздно этим приходится заниматься каждому владельцу лодки.
Хорошо, если покупатель точно знает, какая модель ему нужна. Но часто он оказывается перед нешуточной проблемой выбора, ведь каждый магазин товаров для охоты и рыбалки предлагает десятки вариантов столь нужного аксессуара. Самостоятельно разобраться в ассортименте могут далеко не все, поэтому мы решили помочь любителям активного отдыха на воде, предложив краткий обзор существующих сегодня разновидностей лодочных вёсел. Надеемся, что он окажется вам полезным.
Принципы выбора весла для лодки
Обширный ассортимент – это огромное преимущество, которое порой оборачивается против потребителя: у него буквально разбегаются глаза, так как остановиться на какой-то одной модели очень сложно. В затруднительной ситуации может оказаться не только начинающий, но и опытный рыболов или турист.
Необходима хотя бы минимальная теоретическая подготовка: покупателю следует заранее иметь представление о существующих типах вёсел и их соответствии тем или иным видам плавсредств.
Для примера рассмотрим, как выбрать весла для ПВХ лодки, которой сегодня пользуются многие рыбаки и любители активного отдыха. Вот перечень основных требований, которым они должны отвечать.
- Прочность. Древко весла постоянно испытывает достаточно высокие нагрузки, причём не только во время гребли. К примеру, его нередко используют как шест, чтобы оттолкнуть лодку от берега или передвигаться на мелководье, отталкиваясь от дна.
- Упругость. При описанных выше нагрузках весло должно быть прочным на изгиб и хорошо переносить деформирующие нагрузки.
- Длина. Она зависит от ширины лодки: не менее этой величины, но разница не должна превышать 15%. Если весло предназначено для мелководья или узких протоков, следует выбрать самый короткий вариант, а для гребли на открытой воде подойдёт более длинная модель.
- Форма лопасти. Она должна быть достаточно широкой, чтобы активно рассекать воду и отталкиваться от неё, но не слишком тяжёлой, иначе гребец быстро устанет.
Особенности конструкции весла
Лодочное весло относится к древнейшим инструментам, используемым человеком. За многие тысячи лет его форма изменилась очень незначительно, а вот материалы для его изготовления используются совершенно иные. Конструкция включает следующие элементы:
- рукоятку, за которую держится гребец;
- веретено – длинную часть, которая раньше изготавливалась с небольшим утолщением посредине;
- лопасть для отталкивания от воды.
Рукоятки традиционно делают прямыми, но в некоторых случаях при их изготовлении допускается небольшой изгиб. Чтобы уменьшить скольжение во время гребли, их обтягивают пористой резиной. Торцевая заглушка из той же резины препятствует попаданию внутрь воды.
Веретено в настоящее время представляет собой полую трубку из алюминия или углепластика. Место сопряжения с лодочной уключиной снабжено резиновой или кожаной манжетой.
Лопасть обычно делают существенно более широкой, чем веретено, чтобы легче было отталкиваться от воды. Специальная, точно рассчитанная форма с небольшим изгибом и ребром жёсткости обеспечивает максимум усилия при минимальном весе.
Для удобства перевозки в автомобиле вёсла часто делают разборными. Незначительное утяжеление и снижение прочности компенсируется компактностью. Как правило, рыбаку не требуется развивать на воде большую скорость, зато небольшие размеры позволяют без труда размещать рыболовные аксессуары в багажнике авто.
Вёсла с цельной конструкцией более прочны и обладают минимальным весом. Длинные модели востребованы профессиональными спортсменами, а короткими комплектуют небольшие лодки для рыбалки в камышовых зарослях или узких протоках. Кроме того, они могут входит в аварийный комплект, обязательный для многоместных моторных лодок и катеров.
Используемые материалы
Современные вёсла для туризма и спорта изготавливают из:
- натуральной древесины – преимущественно ясеня;
- прочного и упругого пластика;
- алюминиевых сплавов;
- стеклопластика и других композитных материалов.
В настоящее время деревянные вёсла встречаются редко, преимущественно там, где с приобретением современных моделей имеются определённые сложности, либо при исторических реконструкциях. Иногда можно встретить в продаже короткие вёсла из дерева для одно-двухместных надувных лодок.
Основные достоинства пластика – небольшой вес и дешевизна, а главный недостаток – ухудшение эксплуатационных свойств с течением времени. Пластмассовыми вёслами комплектуют преимущественно небольшие лодки для коротких маршрутов и для плавания в спокойной воде без бурных течений.
Вёсла из стеклопластика чрезвычайно легки и удобны, однако не обладают достаточной прочностью, чтобы можно было отталкивать лодку от берега или дна.
Алюминий является наиболее востребованным материалом для изготовления вёсел. Он отлично подходит для комплектации лодок ПВХ. Недорогие, лёгкие и чрезвычайно надёжные алюминиевые вёсла не требуют, в отличие от деревянных, специального ухода. Особенно популярны у любителей туризма и рыбной ловли разборные модели, которые легко уложить в багажник или даже упаковать в сумку.
Как определить длину весла
Длина – самый важный параметр весла, который выбирают, исходя из размеров лодки, собственных физических характеристик и типа водоёма, в котором предстоит грести. Специалисты советуют выбирать вёсла длиной:
- 1,4 метра – для лодок не более 2,6 метра;
- 1,6 метра – для плавсредств от 2,7 до 3,6 метра;
- 1,8 метра – для лодок и катеров, длина которых превышает 3,6 метра.
Не менее важной характеристикой является форма лопасти. В настоящее время промышленность выпускает вёсла с лопастями следующих разновидностей:
- узкими, похожими на шест для перемещения по мелководью и нешироким протокам, поросшим камышом;
- широкими, позволяющими развивать достаточно высокую корост ь гребли на открытой воде;
- ложковидными, требующими значительных физических усилий во время гребли;
- круглыми для маленькой одноместной лодки.
Основные критерии выбора весла
Подыскивая подходящие вёсла, следует принимать во внимание:
- тип водоёма, в котором предполагается грести (река или озеро, быстрое или слабое течение, глубина, мелководье или узкие протоки);
- габариты лодки, в первую очередь длину и ширину;
- основной способ передвижения (только на вёслах, с помощью мотора или обоими способами).
В подавляющем большинстве случаев вёсла используют для гребли, однако довольно часто они нужны, чтобы оттолкнуться от берега, преодолеть мелководный участок, убрать с пути водоросли или корягу. Помимо обычного комплекта, необходимо иметь запасное весло на случай поломки основного комплекта или неисправности двигателя. В критической ситуации оно поможет избежать неприятностей и добраться до берега.
Выбрать качественные алюминиевые весла для резиновых лодок можно на сайте производителя Континент-АЛ https://www.continent-al.ru/__vesla/