Объём работ при капитальном ремонте двигателя и его особенности

В капитальный ремонт двигателя автомобиля входят разные работы, которые направлены на то, чтобы восстановить его. Как узнать, что пришло время обратиться в сервис?

Это можно понять по таким признакам:

  • быстрее расходуется масло;
  • затрудняется пуск;
  • из выхлопной трубы начал идти дым;
  • дергается мотор;
  • в цилиндрах отсутствует компрессия и пр.

При появлении любого из них стоит отправить автомашину на осмотр. Кроме того, причиной тому может послужить грубое нарушение эксплуатационных условий. К примеру, если водитель не использовал воздушный фильтр при езде. Из этого возможны неисправности цилиндро-поршневой группы. Также могут произойти разрывы ремня ГРМ, гидроудары и др.

Перед тем, как приступить к исправлению повреждений, нужно узнать, что входит в капитальный ремонт двигателя и как он осуществляется.

Что входит в капремонт

Для капремонта понадобится хорошо знать теорию и обладать практическими навыками. В среде мастеров процесс восстановления еще принято называть «капиталка ДВС». Что такое «капиталка», и что входит в это понятие? Специалисты работают с блоком цилиндров, головкой БЦ, коленвалом или всеми деталями в совокупности.

То есть замена и починка бывают частичными или полными. Какой вид капремонта может понадобиться для конкретной машины? Чтобы все было проведено в точности, делают предварительные замеры элементов, осматривают вкладыши, определяют параметры шеек коленчатого вала и пр.

В редких случаях можно свести все к замене изношенных поршневых колец, так как при их сильном изнашивании такие действия не дадут должного результата. В процессе частичного ремонта обычно происходит замена сальников, колец, прокладок и/или вкладышей (этот процесс еще называют переборкой двигателя).

Какие запчасти нужны для полной «капиталки»? Кроме смены этих деталей мастер ставит новые поршни, маслонасос, клапаны с втулками. Помимо этого, растачивают БЦ, шлифуют головки, при необходимости ремонтируют коленный вал.

Последовательность действий

Демонтажные работы, разборка

В демонтаже возможны отличия, поскольку многое зависит от модели машины. У разных марок конструкция ДВС, устройство коробки передач и число цилиндров могут быть разными. Есть различия в том, как расположен мотор в задне- и переднеприводных автомобилях.

Карбюраторный двигатель разбирается быстрее, поскольку в нем нет электронных механизмов, из-за которых усложняется весь процесс.

Поскольку, чтобы извлечь сам ДВС, понадобится осторожно вынуть каждый из них.

К примеру, если мастер работает с КАМАЗом стандартных размеров, демонтаж может занять десять и более часов, а если с большегрузными фурами, то более суток. В свою очередь, на разборку ВАЗовского мотора понадобится примерно три часа.

Работа с легковыми машинами-иномарками в среднем требует десяти часов. При демонтаже не стоит спешить, важно аккуратно складывать все запчасти, поскольку разборка – это начало диагностики неполадок.

Дефектовка деталей ДВС

Для капитального ремонта двигателя применяют механическую дефектовку. При этом визуально проверяют, насколько износились детали. Мастер использует набор измерительных инструментов.

Далее перечислены основные этапы дефектовки:

  • осмотр коленвала и его замеры, проверка расположения;
  • проверка элементов КШМ (кривошипно-шатунный механизм): поршней, колец и пр.;
  • осмотр корпуса БЦ;
  • проверка корпуса ГБЦ.

Также изучают состояние составляющих ГРМ, определяют ремонтопригодность узлов.

Мойка

Нередко в автосервисах пропускают этап промывки двигателей. Мастера советуют промывать все запасные части, очищать их от загрязнений и налета, иначе сложнее определить, насколько они износились.

Кроме того, промывают головку блока цилиндров и сам БЦ, чтобы проверить, есть ли макротрещины.

Шлифовка коленвала и блока

Когда мастера в автосервисе проверили и осмотрели все запасные части, они приступают к восстановлению коленвала и блока. Для этого понадобится снять верхний слой с посадочных мест ГБЦ и БЦ. Для этого применяют плоскошлифовальный и фрезерный станки.

Важно все сделать так, чтобы не оставалось ни одной раковины или скола.

Иногда из-за двух-трех раковин может понадобиться выполнить не один заход. Срез зависит от того, насколько повреждена поверхность. Толщина слоя составляет 1, 0,5, 0,25, 0,1 или 0,05 мм. Затем начинают отшлифовывать, и продолжают это до тех, пор, пока не появится зеркальный блеск.

Головка блока ГБЦ

При капитальном ремонте ДВС в мастерской проверяют, в каком состоянии находятся гидротолкатели. Также стоит заменить маслосъемные колпачки, проверить, не износились ли клапаны и втулки.

При этом важно, чтобы головка, которая прилегает к БЦ, была с плоской поверхностью, чтобы газовый стык и масляные каналы были герметичными. Восстанавливая ДВС, мастер осматривает гидравлический насос для циркуляции смазочного масла. Если вовремя не заменить запчасти, которые износились, внутри не будет нужного давления, и снова понадобится «капиталка».

Сборка ДВС

Ниже рассмотрим этапы сборки после устранения неполадок:

  1. Сначала устанавливают располовинчатые тонкостенные вкладыши и усаживают коленвал.
  2. Затем переходят к установке шатунов и запасных частей поршневой группы.
  3. После фиксируют и затягивают бугели (дугообразные крепления коленчатого вала), устанавливают прокладки. При этом проверяют, чтобы на прокладках не было закрыто ни одно из отверстий каналов.
  4. Следующий этап – монтирование крышек, которые закрывают мотор.
  5. Далее приступают к установке масляного насоса и помпы, после – шкива коленчатого вала.
  6. Затем устанавливают ГБЦ, поддон и картер, собирают мелкие узлы.

Если автолюбитель впервые решил сделать капремонт, то после завершения всех этапов (кроме сборки), стоит обратиться к мастеру, чтобы он помог собрать все запчасти.

От того, насколько качественно все выполнено, будет зависеть ресурс всей машины. Затем можно приступать к обкатке. При притирке новых деталей рекомендуют избегать повышенных нагрузок. Обкатку проходят до 2 тыс. км пробега. Также не должно быть резких рывков и быстрого старта.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *